Powered By Blogger

пятница, 3 мая 2013 г.

О высших ценностях



Одно из выступлений патриарха Кирилла поразило меня своей анти-конституционностью.

Он, в частности, сказал: “Как хорошо известно нам это изречение: «Человек — высшая ценность». А если он высшая ценность, и если выше этой ценности нет ничего, то почему же не поклоняться человеку?” Это как лозунг в анекдоте времен Брежнева. «Все во имя человека, все на благо человека. Я видел этого человека



Я вижу в этом подмену понятий. Христиане считают человека в целом высшим творением Бога, т.к. «Бог создал человека по своему образу и подобию» (Бытие 9:6). Именно поэтому человек, а значит человеческая жизнь и человеческое достоинство, проистекающие из образа Божьего, должны быть превыше всего. А на самом деле, что может быть важнее чем человек? Амурские тигры? 


Очевидно, есть люди, считающие, что во имя грандиозных проектов, их жизнь, свобода и достоинство могут быть принесены в жертву по решению других людей. История России знает такие примеры. В то же время некоторые люди признают за высшую ценность и обожествляют других людей и даже иногда предметы. Их принято называть богами или божками (с маленькой буквы), или иногда идолами и кумирами. Вот им поклоняться опасно, это точно. Высшей ценностью не обладают ни правители ни первосвятители и, конечно никакие мощи, пояса или иконы.


Таким образом, я бы не стал посягать на статью Конституции РФ. В Интернете я нашел ответ для студентов по дисциплине "Правоведение" на тему «Человек, его права и свободы как высшая ценность» (см. *** ниже). Точка зрения автора мне, как христианину, ближе чем приведенное выше утверждение Патриарха Кирилла. Хотя в этом ответе нет ни слова о Боге.

Если человека не считать высшей ценностью и не относиться к нему как к высшему творению Бога он может превратиться в грязную свинью или тупого барана. Легко. Но слава Богу, у нас есть Бог. Он помогает нам сохранять человеческое достоинство несмотря ни на что, и наказывает нас, если мы отказываемся соответствовать Его образу и подобию.


Аминь?


***Человек, его права и свободы как высшая ценность
Конституция Российской Федерации рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства , личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита является неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в Конституции Российской Федерации (ст.2), – обязанность государства».
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. 'Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей важнейшую основу не только конституционного организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Надо сказать, что связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст.2 Конституции Российской Федерации, формулирующая принцип взаимоотношений человека и государства, излагает этот принцип лишь негативно, т. е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и с позитивных позиций (например, в ст.22 Конституции указывается, что каждый имеет права на свободу и личную неприкосновенность).
Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, его компетенцию ипотенциальные возможности.
Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из важнейших его основ. Между тем носитель этого суверенитета – народ состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть.
В условиях конституционного государства народ становится демократически конституированным сообществом, сознательно ориентирующимся на защиту человека как высшей ценности и видящим в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, которые являлись результатом сознательного преувеличения роли коллектива и государства и приводили к господству тоталитаризма.
Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.
Таким образом, авторитет любой организации, включая и государство, по своей природе вторичен.
Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.






В продолжение темы…

Эмма Чегаева: В последнее время много говорят и пишут о духовном возрождении, и, в частности, о духовных ценностях, человеческом достоинстве и.т.д. Я, например, с большим интересом прочитала беседу Ксении Лариной с отцом Уминским. Важная тема, острые вопросы, очень интересные, а иногда и противоречивые ответы, заставили меня поделиться своими мыслями.


Духовный рост или мракобесие?



На вопрос «С чем у вас ассоциируется русская церковь? – С духовным возрождением или с мракобесием?» был получен ужасный ответ. 84% слушателей Эха Москвы ответили «с мракобесием». Это значит 84 человека из 100 не свяжут свою жизнь с церковью и могут остаться без Бога. По мнению Алексея Уминского, у человека верующего сознание должно быть преобразованное Евангелием, преобразованное словами Христа. Чаще всего это случается в церкви, и не сразу. Что это так, знаю по себе. Впервые я прочитала Евангелие, когда мне было за 50. В то время я жила в Алма-Ате. Многое не поняла, возникло много вопросов, появилось желание встретиться с людьми, знающими Слово Божье лучше и глубже. Поэтому я и пошла в церковь. Хорошо сказал об этом А. Уминский: «Это место любви и свободы. Все читают Евангелие по-своему. Единомыслие складывается не в том, что нас заставляют думать одинаково. Христос дает нам свободу быть разными и думать по-разному. Главное, чтобы Христос был в центре.»


Я думаю, что Евангелию нельзя научить, только когда ты сам много работаешь над Словом. Чтобы расти в Вере необходимо слушать другие мнения, читать комментарии богословов, иметь хорошего вдумчивого уважающего прихожан священника. И опять цитирую Алексея Уминского: «Самое прекрасное, с чем я встречаюсь в церкви – это Христос. И я с ним встречаюсь. И Он может сделать меня похожим на себя. Только своим примером. Иначе нельзя.» Такими хотелось бы видеть всех наших священников. Мне повезло. Но прошло немало времени, пока я поняла, что стала другой. Христос изменил меня.


Мы верим, что Вера спасает?



Я часто думаю, как много ошибок я могла бы избежать, если бы познакомилась со Словом Божьим раньше. И еще в одном я уверена: чем раньше дети знакомятся с Библией, тем скорее становятся верующими. Приведу один пример. Я занималась английским с семейной парой, которая собирались переехать в Канаду. Занималась года два. Мы стали друзьями и много говорили о Боге и Вере. Их десятилетняя дочь всегда была с нами. Она рисовала, играла с игрушками, и, оказывается, внимательно слушала. Один случай, происшедший с Леной в школе, меня поразил. Был урок физкультуры, дети поднимались по канату. Одна девочка сорвалась, упала и потеряла сознание. Лена не растерялась. Она сказала всем стать вокруг и взяться за руки. Все подчинились, и она начала молиться. Девочка пришла в себя. Интересно, что 10-летняя девочка стала верующей раньше своих родителей, хотя с не лично никто не занимался. И Вера ее была так сильна, что она не побоялась учителя и насмешек одноклассников. Она делала то, что считала необходимым для спасения человека.


А без покаяния никак?



А вот с этом утверждение Алексея Уминского я не могу согласиться: «Самое плохое в церкви – это мы.» Разве мы все одинаковые? Одни ищут в церкви идеологию, политику и т.д. В таком случае Иисус где-то сбоку. Другие приходят учиться на Евангелие и каяться в грехах. Вот они по и стараются быть похожими на Иисуса и жить как написано в Библии. Ведь только через покаяние можно получить прощение. Хочется привести один пример. Германия и Россия. Победитель и побежденный во второй мировой войне. В Германии нет ни газа, ни нефти, ни лесов, ни рек и озер, богатых рыбой. В России есть все. Более полувека прошло после окончания войны. Обе страны были в развалинах, а что же сейчас? Германия одно из самых развитых государств мира. Лучшие в мире дороги, прекрасные машины, медицинское обслуживание и лекарства на высочайшем уровне. А Россия? Ни хороших дорог, ни вообще промышленности. Образование плохое, продолжительность жизни низкая. В Московской области есть негазифицированные деревни несмотря на все увеличивающийся экспорт газа. Почему? Может быть это объясняется тем, что покаялась во всем, что сделал фашизм. Они начали новую жизнь. Фашизм официально осужден и запрещен. Людям, пострадавшим от фашизма, выплачиваются компенсации. В России до сих пор даже высокопоставленные священники вроде Всеволода Чаплина считают, что Стали сделал много хороших дел. Мы так и не признали, что нами руководила банда преступников, уничтожившая миллионы людей. Нельзя получить прощение без покаяния. Хорошие дела – это не покаяние. Некоторые люди думают, что можно жить в роскоши, блуде, чревоугодии, но стоит сделать что-то доброе, и ты прощен. Нет. Пока мы не покаемся за зверства Сталина и его команды, не будет нам прощения. А когда мы читаем о сбежавшем с места преступления монахе, сбившем на роскошной машине двух рабочих и не видим никакого раскаяния, мы начинаем называть церковь мракобесием.


О задаче церкви хорошо сказал А. Уминский: «Все основные ценности сформированы на основе христианства. Это достоинство человеческой личности. К сожалению, в нашей стране в течение последних ста лет об этом просто забыли. А по сути своей, жизнь церкви это путь к возрождению личности, достоинства человека.»


Emma Chegaeva - 03/05/13

Комментариев нет:

Отправить комментарий